Знаете, я много читала об этом и, поэтому скажу сразу, что мнения по этому поводу очень и очень разные. И хочу начать с того, что действительно является серьезным поводом для беспокойства. Итак,
Что такое гиперактивность?
Повышенная активность (именуемая также «гиперкинезией», минимальной мозговой дисфункцией, сверхвозбудимостью и еще по меньшей мере тридцатью другими терминами) выражается в неконтролируемом, чрезмерно, даже лихорадочно активном поведении. Характерными признаками гиперактивности являются также рассеянность, или точнее, неумение и невозможность сосредоточиться, невнимательность и беспокойность. Слово «неконтролируемый» выделено не случайно, поскольку ребенок, страдающий сильной гиперактивностью, абсолютно не способен сидеть спокойно просто потому, что не может совладать с теми силами, которые влияют на него изнутри.
В чем причина этого явления?
Возникновение гиперактивности может быть связано с поражением центральной нервной системы, хотя часто бывает, что она появляется и в результате эмоционального стресса или переутомления. В США, например, довольно распространено мнение, что все дети, рожденные обычным способом, то есть, не с помощью кесарева сечения, в процессе родов получают мозговую травму. Отличие детей с серьезными нарушениями от детей с неявно выраженными симптомами определяется тремя факторами: 1) конкретный участок поражения; 2) его масштабы; 3) насколько быстро оно проявилось. Вполне вероятно, что какие-то из гиперактивных детей перенесли в слабом виде недиагностированную мозговую травму, которая вначале никак не давала о себе знать, и лишь впоследствии проявилась в такой форме, как свехвозбудимость. Но я еще раз подчеркиваю, что это только гипотезы некоторых авторитетных врачей США, и медицине предстоит еще большая и серьезная работа по выявлению истинных причин «настоящей» гиперактивности.
Каким образом волнения, беспокойство и другие эмоциональные проблемы могут вызвать гиперактивность?
Когда взрослые люди испытывают сильный стресс, это внутреннее напряжение, как правило, находит внешнее выражение в усиленной физической активности. Молодой муж, ожидая, пока его жена разрешится от бремени, мечется по комнате или курит одну сигарету за другой, или не может унять дрожь в руках. Тренер футбольной команды мечется по краю поля, переживая за своих игроков. Есть люди, которые, волнуясь, грызут ногти или медленно двигают из стороны в сторону нижней челюстью. Но если так обстоит дело со взрослыми, то что же говорить о детях?! Ребенку недостаточно постукивать костяшками пальцев по столу, если он волнуется – он пытается вскарабкаться по занавескам или ходить по потолку.
Бывает ли «нормальная» гиперактивность?
Да, конечно. Далеко не каждый ребенок, который не сидит на месте, крутится волчком и бегает вприпрыжку, страдает гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Большинство малышей с восхода солнца до наступления темноты находятся в постоянном движении (так же, впрочем, как их мама).
Какую роль в этом играет питание?
Роль питания применительно к проблеме гиперактивности – вопрос еще неизученный и противоречивый. Считается, что гиперактивность может возникать в результате чрезмерного употребления натуральных продуктов красного цвета, сахара, передозировки искусственных витаминов и т.п. Нет никакого сомнения, что питание может разрушить наш организм и имеет отношение к гиперактивности, но это далеко не единственная причина. К тому же по этому поводу есть множество абсолютно противоположных точек зрения. Поэтому, единственное, что можно порекомендовать родителям – это делать то, что приносит пользу. Если ограничивая ребенка в какой-то определенной пище, вы добиваетесь того, что он становится спокойнее и уравновешеннее, продолжайте и дальше придерживаться выбранной вами стратегии питания.
Как реагируют родители?
Как правило, родители гиперактивных детей испытывают противоречивые чувства. С одной стороны, они понимают, что это не каприз, а болезнь, и всем сердцем сочувствуют своему малышу, стремясь любой ценой ему помочь. Но с другой стороны они не могут спокойно смотреть на то, как все вокруг рушится и в них все восстает против хаоса, который вносит ребенок в их жизнь. Ребенок ставит родителей в крайне неловкое положение на людях и совершенно не ценит тех жертв, которые они постоянно ему приносят. Поэтому, как правило, к вечеру их изнеможение, раздражение и разочарование доходят до предела.
Что же происходит, когда подлинная любовь матери или отца к своему непослушному чаду смешивается с раздражением и недовольством? Неизбежным результатом бывает чувство родительской вины, разрушительно действующее на лушевное и физическое здоровье.
С какими еще проблемами сталкивается гиперактивный ребенок?
Помимо неспособности справиться со своей двигательной активностью, такие дети сталкиваются, как правило, с тремя основными трудностями.
Во-первых, это проблемы чисто психологического характера, развивающиеся в результате неприятия этих детей их сверстниками. Ведь исходящая от такого ребенка нервная энергия раздражает не только взрослых, но и ровесников. Кроме того, его эмоциональная реакция часто непредсказуема – с неожиданными переходами от смеха к слезам — и это кажется сверстникам странным и ненормальным. Короче говоря, гиперактивный ребенок может легко заработать комплекс неполноценности и нервное расстройство из-за негативного отношения к нему других детей и низкой самооценки.
Во-вторых, такому ребенку часто плохо дается учение. Для него крайне трудно усидеть на месте в течение всего занятия и сосредоточиться на конкретном предмете. Он сплошь и рядом не может ответить о чем шла речь на уроке. Учителя жалуются, что ребенок «витает в облаках».
Есть еще одно обстоятельство, затрудняющее для гиперактивных детей процесс обучения – это проблема зрительного восприятия. Такой ребенок может иметь абсолютно нормальное зрение, но мозг оказывается неспособным принимать и обрабатывать соответствующие сигналы. У такого ребенка может быть искаженное видение букв и цифр, поэтому, ему трудно в сравнении с другими детьми научиться читать и писать.
Чтение – это крайне сложный процесс, непосредственно связанный с нервной системой человека. Уметь читать – значит уметь правильно распознавать символы, а затем с помощью специального механизма передавать их в мозг, где они подвергаются анализу, интерпретации, запоминанию, а затем трансформируются в речь. Любой обрыв в этой цепи отрицательно скажется на конечном результате. Помимо этого, данный процесс должен протекать достаточно быстро, чтобы обеспечить непрерывный поток идей и образов, которые человек черпает из письменного текста. Многие гиперактивные дети попросту не владеют своим нервным аппаратом в той степени, которая необходима для правильного развития этих навыков, и поэтому обречены на постоянные неудачи и отставание в начальных классах школы.
Разрешит ли прием лекарств эти проблемы?
Как правило, нет. Давайте рассмотрим действие медикаментов при попытке устранения трех основных симптомов гиперактивности.
- Повышенная активность. Правильно подобранные препараты могут быть эффективными в «нормализации» моторной активности ребенка. Этот симптом чаще других поддается медикаментозному лечению (заметьте: не причина, а симптом!).
- Психологические трудности. В данном случае на лекарства полагаться нельзя. Они могут в некоторой степени облегчить для ребенка задачу формирования личности и приспособления к жизни в обществе, но сами по себе ее не решают.
- Проблема визуального восприятия. Эти отклонения в работе центральной нервной системы, выражающиеся в затрудненном восприятии письменного текста, практически не поддаются лечению медикаментами. Более целесообразно использовать в данном случае специальные упражнения.
[button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button]
Можно ли наказывать гиперактивного ребенка?
Достаточно распространено мнение, что гиперактивных детей нельзя наказывать, поскольку они больны. Позвольте не согласиться с этой точкой зрения. Любой ребенок должен знать определенные границы, и гиперактивные дети – не исключение из этого правила. Ребенок должен так же, как и остальные члены семьи, отвечать за свое поведение. Но, безусловно, вы должны согласовывать свои воспитательные меры с физическими и психологическими особенностями ребенка. К примеру, если многих детей можно наказать, заставив их какое-то время без движения сидеть на стуле, то для ребенка гиперактивного это просто невозможно, и потому даже не стоит пытаться применить к нему эту меру. Тем более, это относится к физическим наказаниями – попробуйте шлепком усмирить шаровую молнию…
Как же следует в таком случае поступать родителям, чтобы как-то контролировать поведение своих детей? Приведем ниже ряд полезных рекомедаций:
- Главное – будьте последовательны и постоянны
- Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Не пугайтесь своего гнева. Гнев – это нормальное явление, его можно контролировать. Если вы сердитесь – это вовсе не значит, что вы не любите своего ребенка.
- Старайтесь сохранять спокойствие и держать себя в руках, заранее подготовившись в возможному скандалу. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Если искать хорошее, то оно всегда найдется.
- Избегайте непрерывных одергиваний и запретов – «прекрати», «не смей», «нельзя» и т.п.
- Отделяйте поведение ребенка, которое вам может не нравится, от его личности. Например: «Я люблю тебя. Я только не люблю, когда ты разносишь грязь по всему дому».
- Ваш ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игра, занятий, повседневных обязанностей и сна. Проявляйте гибкость, но старайтесь выполнять это расписание, несмотря на попытки ребенка разрушить его. Постепенно вы приучите ребенка к упорядоченности в жизни.
- Давая ему новые или трудные задания, сопровождайте их спокойными, короткими, ясными и четкими разъяснениями. Показывайте несколько раз, пока ребенок не запомнит. Старайтесь стимулировать и тренировать его слуховое, зрительное и чувственное восприятие, его память, которая у гиперактивных детей развита слабее, чем у остальных. Будьте терпеливы, повторяйте все по несколько раз.
- Выделите ребенку отдельную комнату или хотя бы уголок. При оформлении комнаты избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие цвета, минимум беспорядка, письменный стол, стоящий у пустой, ничем не украшенной стены создают условия для концентрации. Уберите все лишнее, поскольку гиперактивный ребенок не умеет сам «отсеивать» ненужные, отвлекающие раздражители.
- Создавайте условия для того, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание, делайте что-нибудь одно: давайте ему одну игрушку из закрытого ящика; когда ребенок раскрашивает, уберите со стола все лишнее; когда он готовит уроки, выключите радио и телевизор. Посторонние раздражители будут отвлекать его от основного занятия.
- Дайте ему какое-нибудь постоянное поручение. Естественно, такое, чтобы оно было в пределах его возможностей. Обязательно следите за его выполнением. Не забывайте поощрять и признавать его старания (даже если не все получается у него идеально).
- Распознавайте сигналы, предупреждающие о возможном взрыве. Постарайтесь спокойно вмешаться и предотвратить взрыв – отвлеките ребенка или спокойно обсудите с ним конфликтную ситуацию. Полезно переместить его с потенциального поля битвы в более безопасное место.
- Зная о повышенной возбудимости своего ребенка, старайтесь, чтобы в игре принимало участие не больше 2-3 человек. Лучше, когда дети играют в вашем доме, поскольку вы можете осуществлять контроль за ситуацией.
- Не жалейте, не дразните, не бойтесь вашего ребенка и не будьте к нему слишком снисходительны. Просто помните о том, что у него особое устройство нервной системы, которое вполне поддается управлению и контролю.
Как родители должны реагировать на неудачи детей?
Если таким детям трудно дается учеба, надо обеспечить для него специальные дополнительные занятия и ежедневно повторять с ним все пройденное накануне в классе.
Требовать от такого ребенка быть первым в классе – все равно, что заставлять человека, перенесшего полиомиелит, участвовать в соревнования по бегу наряду со здоровыми. К сожалению, с ребенком, испытывающим трудности в учебе, дело обстоит не так просто. Его недостаток неочевиден, и потому понять его отставание гораздо труднее. Зачастую его неудачи приписывают лени, дурному поведению или намеренному нежеланию учиться. И соответственно на него оказывают давление, заставляя делать невозможное. А ведь это – одна из главных угроз для душевного здоровья, когда ребенок оказывается лицом к лицу с требованиями, которые он НЕ МОЖЕТ выполнить.
Родители должны дать возможность в полной мере проявиться тому интеллектуальному потенциалу, который заложен в их ребенке. И гиперактивность в этом случае не может этому помешать. Поэтому, нельзя позволять ребенку вести себя безответственно просто потому, что ему не хочется заниматься и работать. Родители должны уметь отличить одно от другого, потому что прилежание и умение работать принесут свои плоды в дальнейшем и очень помогут в жизни.
Кроме этого, некоторые вещи в жизни намного важнее, чем успехи в учебе, и одна из них – самооценка человека, его отношение к себе. Ребенок может вырасти и прожить нормальную жизнь, не умея отличить глагол от существительного. Но если он лишен минимальной уверенности в себе и самоуважения – он пропащий человек.
Что сулит будущее?
В возрасте между 12 и 16 годами, в период полового созревания, в организме происходят определенные изменения, в результате которых гиперактивный ребенок превращается в нормального подростка. Именно поэтому мы достаточно редко встречаем взрослых, прыгающих со спинки стула или, например, катающихся по полу. Впрочем, для изнемогших родителей, проводящих целые дни в погоне за неуправляемым, ни на секунду не утихающим малышом, вряд ли будет большим утешением услышать, что эта критическая ситуация продлится всего 9-10 лет.
Материал подготовлен по книге доктора Джеймса Добсона «Непослушный ребенок» (Д-р Добсон, дипломированный психиатр, консультирующий специалист в области брака, семьи и воспитания детей)
Еще немного из медицинских журналов:
По статистике СНВГ страдает от 2,2 до 18% малышей, причем, данная патология в 4-5 раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
По международной классификации выделяют три формы СНВГ:
1-ая форма — гиперактивность сочетается с нарушениями внимания. Это самая частая форма заболевания.
2-ая форма — наряду с выраженной гиперактивностью преобладают нарушения внимания.
3-я форма — заключается в преобладании гиперактивности. Это самая редкая форма заболевания.
Различаются простая и осложненная формы СНВГ:
Простая — проявляется невнимательностью и гиперактивностью
Осложненная – проявляется (помимо гиперактивности и невнимательности) присоединением головных болей, тиков, заикания и нарушения сна.
Клинические симптомы:
Малыш, страдающий СНВГ, суетлив, беспричинно двигает кистями рук, стоп, очень подвижен, невнимателен, неусидчив, говорлив, у него проблемы с обучением и памятью.
Исследования показали, что у детей с СНВГ в организме не хватает цинка, магния, витамина В12,основных жирных кислот. В связи с чем их беспокоят жажда, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание.
Признаки СНВГ заметны у детей с раннего возраста в виде повышенного мышечного тонуса, частой немотивированной рвоты – признака расстройства нервной системы, плохого сна, громкого плача. В возрасте 2-3 лет особенно заметна неспособность ребенка сосредоточиться на каком-то предмете, даже интересном для него.
Родители обращают внимание на возникшие проблемы, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. В детском саду ребенок не может существовать по правилам и распорядку, так как у него отсутствует самоконтроль. В школьном возрасте дети, страдающие СНВГ, неуравновешенны, вспыльчивы, часто конфликтуют со взрослыми и сверстниками, у них заниженная самооценка, которая приводит к низкой успеваемости, хотя интеллект у этих детей высокий. Такие дети неуютно чувствуют себя в коллективе, практически ничего не слышат на уроке, у них проблемы с письмом, счетом, чтением, они плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе от сверстников, хотя интеллект по-прежнему остается высоким. Часто такие дети замыкаются и живут своей внутренней жизнью.
Взрослым важно знать, что у детей с СНВГ снижена болевая реакция, им не знакомо чувство страха, в связи с чем, у этой категории детей высок риск травматизма. Кроме того, у детей с СНВГ периодически наблюдаются тики, подергивания, головные боли, повышенная утомляемость, сонливость.
В период полового созревания у детей с СНВГ может возникнуть асоциальное поведение и подросток может бросить школу.
У этих детей высока вероятность заболеть астмой или экземой, страдать алкоголизмом, наркоманией.
Дети с СНВГ особенно нуждаются во внимании со стороны взрослых и специалистов.
И небольшой эпиграф в продолжение этой темы:
Мэтью Смит из университета Экстера в Великобритании считает, что гиперактивным детям не нужны лекарства. На основании проведенного им исследования он утверждает, что гиперактивность просто неверно трактуется медиками.
Это явление было признано заболеванием в пятидесятых годах прошлого века. И с тех пор все больше детей получают препараты, которые необратимо влияют на их здоровье. В действительности, говорит Смит, речь идет о естественной реакции подрастающего поколения на новые социальные условия. Дети адаптируются к жизни в современном мире с его бешеными темпами и нагрузками. А мы подходим к маленькому человеку с мерками полувековой давности и записываем нормальное для него поведение в разряд патологии.
Многие медики и психологи уже не раз заявляли, что новое поколение отличается возросшими желаниями. И с ними ребенок не в силах справиться в одиночку. Однако, мы пичкаем детей таблетками, вместо того чтобы создать благоприятную для них среду. С помощью, которой они смогут направить свои порывы на пользу себе и обществу. Смит призывает пересмотреть подход к гиперактивности и поставить диагноз не детям, а обществу, которое не в силах им помочь.
Мульт об этом — предлагаю посмотреть тем, кто озадачен гиперактивностью своих детей. В лучшем качестве, к сожалению, запись не нашла, но мульт поучительный и забавный.
Еще по этой теме:
«Два взгляда на воспитание детей»
Карту сайта и ссылки на самые интересные статьи вы можете найти на главной странице сайта
http://rybkovskaya.ru
Если вам понравилась эта статья, жмите на кнопки социальных сетей, делитесь информацией с друзьями! Спасибо!