Монтессори в каждый дом или как мы развиваем своих детей…

Монтессори в каждый дом или как мы развиваем своих детей…

Недавно,  просматривая журнал «Forbes», я наткнулась на статью о том, что мы покупаем своим детям игрушки, которые совсем не способствуют их развитию. Скорее даже наоборот: «благодаря» рыночным маркетинговым манипуляциям детей учат думать «по инструкции», пользоваться готовым, не отставать от «своих».

Вы когда-нибудь считали, сколько игрушек у вашего чада, складывая несметные «богатства», рассыпанные ровным слоем по всей квартире к концу дня, в ящик на колесиках, купленный специально для этого в IKEA? Кстати, о Швеции: в 2004 году на душу каждого среднестатистического шведского ребенка дошкольного возраста приходилось 617 (!!!) игрушек.

Давайте-ка вместе разберемся в том, насколько нужно нашим детям то, что предлагает им магазин детских игрушек и что на самом деле мы можем сделать для их развития…

Для начала задумаемся о подоплеке нашего неуемного желания порадовать малыша очередной Барби с полным комплектом мебели или вертолетиком с дистанционным управлением. Что нами в этот момент двигает?

[info]

— Во-первых, наши неисполненные детские мечты (все детство хотел/хотела такой вертолетик/барби, а мне не купили) и желание компенсировать какие-то личные комплексы;

— Во-вторых, мы надеемся, что эта игрушка может каким-то образом ускорить развитие ребенка;

— В-третьих, поддаемся старому как мир социальному стереотипу «если есть у других, значит, должно быть и у нашего»;

— В-четвертых, мы думаем, что покупая мальчикам игрушечные машинки и автоматы, а девочкам — кукол и посуду, мы можем сформировать у них половые (нормальные) стереотипы.

[/info]

Маркетологи отлично знают психологию покупателя (то есть, нас с вами) и поставляют продукцию под каждый из этих стереотипов.

Между тем, на примере собственных детей, мы точно знаем, что игрушкой может быть абсолютно любой предмет. В естественных условиях ребенок как раз предпочитает вещи, которые никакими маркетологами в качестве игрушек никогда не предлагались и предлагаться не будут. Ибо с точки зрения рынка это просто невыгодно :-).

«Том Сойер, соблазнив приятелей побелить за него забор, заработал следующие богатства: подержанного бумажного змея, дохлую крысу на веревочке, двенадцать шариков, сломанную губную гармонику, осколок синего бутылочного стекла, пустую катушку, ключ, который ничего не отпирал, кусок мела, хрустальную пробку от графина, оловянного солдатика, пару головастиков, шесть хлопушек, одноглазого котенка, медную дверную ручку, собачий ошейник без собаки, черенок от ножа, четыре куска апельсинной корки и старую оконную раму. Он, писал Марк Твен, «буквально утопал в роскоши». Среди сокровищ — только две игрушки в маркетологически строгом смысле: змей и солдатик.» (Журнал «Forbes», раздел «Дети и деньги»)

Мы могли бы вообще ничего не покупать детям, и они обошлись бы пластмассовой бутылкой, мамиными выходными туфлями, кастрюлями или оставленным без присмотра бусами. Все эти предметы не менее полезны для развития маленького ребенка, чем любая специально купленная игрушка: у бутылки можно скручивать и закручивать крышечку (мелкая моторика), в туфлях — пытаться ходить (физическое развитие), в кастрюли наливать воду, а в маминых украшениях вообще столько чудес, что мы даже не можем себе представить.

Сколько раз наблюдала за тем, как малыши оставляли свои уже надоевшие игрушки и с упоением начинали исследовать содержимое шкафов с одеждой и обувью, ящиков с посудой, инструментами и прочими удивительными и загадочными для них предметами. Ребенок может часами открывать и закрывать крышки кастрюль, бутылочек, насыпать и высыпать что-то куда-то, закручивать, откручивать, нажимать, стучать, ковырять… И при этом получать не только удовольствие, но и конкретные практические навыки, которые пригодятся в реальной жизни.
[button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button] Кстати, если ребенок занимается такими исследования не только дома, но и на природе (на даче, например), то его социализация и адаптация к полноценной жизни пройдет еще быстрее и эффективнее.

Несколько лет тому назад я вела уроки рисования в школе раннего развития по системе Монтессори. Замечательные и разнообразные учебные пособия, очень разные по возрасту детишки (от 9 месяцев до 9 лет), комфортная, доброжелательная обстановка. Дети получали представление об окружающем мире, учились сопоставлять цвета, формы, текстуры, размеры. Практически на каждом квадратном метре ребенку открывался новый мир, который можно было потрогать и изменить.

Но самым ценным в этой методике было отношение к детям, как к творцам, которым нельзя мешать. Детям предоставляется полная свобода действий и огромное поле деятельности, на котором они не чувствуют постоянного контроля родителей, учатся мыслить самостоятельно и тут же реализовывать свои мысли, получая конкретный результат. Причем, неважно какой — ведь учиться можно как на положительных, так и на отрицательных результатах, верно?

И у меня к вам, мои хорошие, вопрос: неужели так сложно организовать подобное пространство и подобное отношение к ребенку дома? Думаю, что нет — занятия по этой системе можно совершенно спокойно воспроизвести в домашних условиях, используя обычные бытовые предметы.

Предлагаю вам домашний вариант нескольких простых, но очень полезных монтессори-уроков по мелкой моторике для самых маленьких (от года до трех лет), которые вы можете начать использовать сразу, после прочтения этой статьи:

Методика Монтессори для домашних занятий

Урок первый: возьмите две емкости для сыпучих предметов, одна из которых будет пустой, а другая — наполнена какой-либо крупой (например, манкой). Дайте ребенку ложку и пусть он пересыпает крупу из одной емкости в другую, используя ложку. Уверяю вас, что это окажется для него увлекательнейшим занятием. Только не забудьте поставить под емкости поднос и поставить его подальше от пушистых напольных покрытий. Впрочем, лишний раз их пропылесосить тоже будет полезно. 🙂

Урок второй: сделайте ребенку густое соленое тесто, из которого можно будет легко лепить, катать «колбаски», шарики и т.п. Вдобавок дайте ему «украшения» для его поделок в виде горошин, фасолин, пуговиц (только следите, чтобы не проглотил) и т.п. Покажите ему как делать кружки, «колбаски», шарики, кубики, а все остальное предоставьте придумать ему самому — фантазии малыша хватит на многое, будьте в этом уверены. 🙂 Кстати, на поделках из соленого теста очень удобно учить ребенка обращаться с ножом. Сделайте вместе с малышом из теста помидор/лимон/огурец/картошку, дайте ему в руки пластмассовый нож из набора одноразовой посуды и покажите, как надо резать овощи или фрукты.

Урок третий: дайте возможность вашему чуду переливать воду из одного сосуда в другой. Вы ведь наверняка замечали, как любят это делать дети, правда? Создайте удобные условия для этого, например, в ванной или в тазике и малыш не будет вас шокировать, пытаясь перелить свой чай из своей кружки в вашу прямо за столом и на вашей любимой скатерти. 🙂

Урок четвертый: вырежьте из красной бумаги большую «божью» коровку и к ней — несколько маленьких кружочков из черной бумаги. В удобную плоскую посудину налейте немного клея ПВА. Пусть ваш малыш, вместе с вами наклеивает черные точки на коровку. Отличное упражнение для развития мелкой моторики, причем, делать его можно даже с детишками до года — проверяла!

Урок пятый: возьмите что-нибудь с дырочками 🙂 или просто сделайте в обычной полиэтиленовой крышке несколько отверстий диаметром примерно 10 мм. Наденьте крышку на какую-нибудь банку и дайте малышу горсть фасолинок. Ребенок с удовольствием будет проталкивать фасолины в дырочки, а потом радостно греметь банкой. Кстати, детям очень нравится перекладывать подобные «игрушки» из одной емкости в другую. Можно усложнить задачу (для более старших детишек) и дать им возможность сортировать предметы. Например, фасоль в одну банку, горох — в другую, чечевицу — в третью. Или покрасить что-либо одно в разные цвета.

Урок шестой: схематично, как умеете, нарисуйте кота. Дайте малышу кисточку и краски — пусть он нарисует на коте полоски. Сначала можете взять его руку в свою и показать движение, но затем пусть он все делает сам. Не поправляйте его, даже если он промахивается и рисует полоски не там, где нужно (как вам кажется). Очень полезное занятие! Кстати, полоски могут быть разными по цвету. 🙂 Подобное упражнение можно делать не рисуя полоски, а наклеивая их на кота.

[button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button] [success]

Урок седьмой: налейте в мисочку воды, капните туда шампунь. Дайте ребенку венчик и покажите ему, как надо правильно взбивать (скажите, что надо взбить крем для торта, например). Пусть он правой рукой держит венчик, делая движения по часовой стрелке, а левой рукой придерживает миску. Кстати, очень важно после таких упражнений научить малыша убирать за собой. Дайте ему губку и покажите, как ей можно вытирать лужи (была лужа, а теперь нет!).

Урок восьмой: на поднос поставить две тарелки — глубокую и мелкую. В глубокую налить воду и запустить туда несколько мелких плавающих предметов. Дайте ребенку ложку и предложите ему вылавливать по одному предмету ложкой и складывать их в мелкую тарелку. Очень важно закончить упражнение, перенеся все предметы из глубокой тарелки в мелкую, а пролитую воду собрать губкой.

Урок девятый: натянуть между двумя стульями веревку и повесить на нее разогнутые скрепки. Затем скатать из пластилина или из соленого теста маленькие шарики (это делает ребенок) красного и зеленого цвета (вишни и крыжовник). Прицепите «ягоды» на скрепки и дайте задание малышу собрать все ягоды в корзинку, стоящую справа от него. Ягоды нужно срывать двумя руками — левой придерживать скрепку, а тремя пальцами правой руки (щепоткой) срывать ягоды и складывать в корзину. Этим упражнением и мелкую моторику развиваем, и приучаем к движению слева направо, как при письме.

[/success]

Урок десятый: приучайте ребенка помогать вам накрывать на стол, расставлять тарелки и чашки (настоящие, бьющиеся!), раскладывать правильно вилки, ложки, ножи, салфетки. Доверяйте ему мыть посуду, даже если после этого вам придется ее перемывать :-). Покажите ему, как надо сметать щеткой со стола и как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол.

Итак, друзья, вы видите, что простора для фантазии в домашних условиях предостаточно! Да и в Интернете сейчас можно найти огромное разнообразие различных наработок по этой теме. Вот посмотрите, например, какой замечательный домашний вариант школы Монтессори я нашла на сайте для молодых мам.

[notice]
Если эта информация была для Вас полезной, ПОДДЕРЖИТЕ сайт «Здоровье детей в наших руках» и получите
В ПОДАРОК ЧЕТЫРЕ УНИКАЛЬНЫЕ КНИГИ по здоровью и здоровому питанию!
(ссылка на скачивание книг появится сразу после оплаты)
Для перевода с Яндекс Кошелька
Для перевода с пластиковой карты
[/notice]

Карту сайта и ссылки на самые интересные статьи вы можете найти на главной странице сайта

http://rybkovskaya.ru

Связаться со мной: e-mail olga.rybkovskaya@gmail.com, Skype Olga_Rybkovskaya 

Если статья показалась вам интересной, жмите на кнопки социальных сетей, делитесь информацией с друзьями. Спасибо!

title

12 комментариев: Монтессори в каждый дом или как мы развиваем своих детей…

  • Я думаю, что эффект можно усилить с помощью электронного учебника, который сейчас повсеместно внедрили в московские школы. Ведь ЭУ тоже содержит в себе самостоятельность, т.е ребенок большой объем контента изучает самостоятельно.

  • Замечательный материал! Спасибо, что освежили в памяти эту методику. И не надо никаких дорогих атрибутов из дерева, все под рукой. Правда долго пришлось горох потом собирать))) Но это стоит того!

  • Почитайте эту статью: http://rybkovskaya.ru/giperaktivnost/

  • Подскажите, пожалуйста, что делать, если ребёнок 2-х лет гипер активен и больше минуты ничем заниматься не будет

  • Уведомление: Конвенция о правах ребенка
  • Да, Монтессори молодец, очень важно на всех этих занятиях удержать суть ее методики — свобода действий, развитие самостоятельности и навыков нестандартно мыслить.

  • Замечательная методика для занятий с детьми. Так все полезно, познавательно. И дети могут именно творчески развиваться.

  • Yeah that’s what I’m taknlig about baby—nice work!

  • Спасибо за отклик, Юля! Да, таких решений, на самом деле, можно много найти 🙂

  • Замечательные решения для игрового материала. Мы тоже играем тем, что под руку попадется, а игрушек из магазина хватает только на полчаса, пока она еще новая и не успела надоесть.

  • Спасибо, Наталья! 🙂
    Тоже желаю Вам и Вашему сайту успехов!

  • Ольга актуальная тема у Вас и много полезной информации. Приходится сейчас уже внуков воспитывать, и по современному приходится переучиваться. Хочу отметить Ваш сайт наградой — Кубком Признания и Короной Победителя. Желаю только успеха!
    Приходите за наградой.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.