Все вверх тормашками или гиперактивный ребенок

Все вверх тормашками или гиперактивный ребенок
В этом посте мне хотелось бы обратить внимание на «эпидемию повышенной активности детей, сталкиваясь с которой родители часто приходят в полное недоумение и замешательство. Очень часто мамы и папы жалуются на то, что их ребенок – это какой-то реактивный двигатель, работающий целый день на полных оборотах без каких-либо признаков утомления. Заставить его сидеть спокойно – все равно, что пытаться пришить пуговицу к яйцу.

Знаете, я много читала об этом и, поэтому скажу сразу, что мнения по этому поводу очень и очень разные. И хочу начать с того, что действительно является серьезным поводом для беспокойства. Итак,

Что такое гиперактивность?

Повышенная активность (именуемая также «гиперкинезией», минимальной мозговой дисфункцией, сверхвозбудимостью и еще по меньшей мере тридцатью другими терминами) выражается в неконтролируемом, чрезмерно, даже лихорадочно активном поведении. Характерными признаками гиперактивности являются также рассеянность, или точнее, неумение и невозможность сосредоточиться, невнимательность и беспокойность. Слово «неконтролируемый» выделено не случайно, поскольку ребенок, страдающий сильной гиперактивностью, абсолютно не способен сидеть спокойно просто потому, что не может совладать с теми силами, которые влияют на него изнутри.

[button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button]

В чем причина этого явления? 

Возникновение гиперактивности может быть связано с поражением центральной нервной системы, хотя часто бывает, что она появляется и в результате эмоционального стресса или переутомления. В США, например, довольно распространено мнение, что все дети, рожденные обычным способом, то есть, не с помощью кесарева сечения, в процессе родов получают мозговую травму. Отличие детей  с серьезными нарушениями от детей с неявно выраженными симптомами определяется тремя факторами: 1) конкретный участок поражения; 2) его масштабы; 3) насколько быстро оно проявилось. Вполне вероятно, что какие-то из гиперактивных детей перенесли в слабом виде недиагностированную мозговую травму, которая вначале никак не давала о себе знать, и лишь впоследствии проявилась в такой форме, как свехвозбудимость. Но я еще раз подчеркиваю, что это только гипотезы некоторых авторитетных врачей США, и медицине предстоит еще большая и серьезная работа по выявлению истинных причин «настоящей» гиперактивности.

Каким образом волнения, беспокойство и другие эмоциональные проблемы могут вызвать гиперактивность? 

Когда взрослые люди испытывают сильный стресс, это внутреннее напряжение, как правило, находит внешнее выражение в усиленной физической активности. Молодой муж, ожидая, пока его жена разрешится от бремени, мечется по комнате или курит одну сигарету за другой, или не может унять дрожь в руках. Тренер футбольной команды мечется по краю поля, переживая за своих игроков. Есть люди, которые, волнуясь, грызут ногти или медленно двигают из стороны в сторону нижней челюстью. Но если так обстоит дело со взрослыми, то что же говорить о детях?! Ребенку недостаточно постукивать костяшками пальцев по столу, если он волнуется – он пытается вскарабкаться по занавескам или ходить по потолку.

Бывает ли «нормальная» гиперактивность?

Да, конечно. Далеко не каждый ребенок, который не сидит на месте, крутится волчком и бегает вприпрыжку, страдает гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Большинство малышей с восхода солнца до наступления темноты находятся в постоянном движении (так же, впрочем, как их мама).

Какую роль в этом играет питание? 

Роль питания применительно к проблеме гиперактивности – вопрос еще неизученный и противоречивый. Считается, что гиперактивность может возникать в результате чрезмерного употребления натуральных продуктов красного цвета, сахара, передозировки искусственных витаминов и т.п. Нет никакого сомнения, что питание может разрушить наш организм и имеет отношение к гиперактивности, но это далеко не единственная причина. К тому же по этому поводу есть множество абсолютно противоположных точек зрения. Поэтому, единственное, что можно порекомендовать родителям – это делать то, что приносит пользу. Если ограничивая ребенка в какой-то определенной пище, вы добиваетесь того, что он становится спокойнее и уравновешеннее, продолжайте и дальше придерживаться выбранной вами стратегии питания.

Как реагируют родители? 

Как правило, родители гиперактивных детей испытывают противоречивые чувства. С одной стороны, они понимают, что это не каприз, а болезнь, и всем сердцем сочувствуют своему малышу, стремясь любой ценой ему помочь. Но с другой стороны они не могут спокойно смотреть на то, как все вокруг рушится и в них все восстает против хаоса, который вносит ребенок в их жизнь. Ребенок ставит родителей в крайне неловкое положение на людях и совершенно не ценит тех жертв, которые они постоянно ему приносят. Поэтому, как правило, к вечеру их изнеможение, раздражение и разочарование доходят до предела.

Что же происходит, когда подлинная любовь матери или отца к своему непослушному чаду смешивается с раздражением и недовольством? Неизбежным результатом бывает чувство родительской вины, разрушительно действующее на лушевное и физическое здоровье.

С какими еще проблемами сталкивается гиперактивный ребенок?

Помимо неспособности справиться со своей двигательной активностью, такие дети сталкиваются, как правило, с тремя основными трудностями.

Во-первых, это проблемы чисто психологического характера, развивающиеся в результате неприятия этих детей их сверстниками. Ведь исходящая от такого ребенка нервная энергия раздражает не только взрослых, но и ровесников. Кроме того, его эмоциональная реакция часто непредсказуема – с неожиданными переходами от смеха к слезам  — и это кажется сверстникам странным и ненормальным. Короче говоря, гиперактивный ребенок может легко заработать комплекс неполноценности и нервное расстройство из-за негативного отношения к нему других детей и низкой самооценки.

Во-вторых, такому ребенку часто плохо дается учение. Для него крайне трудно усидеть на месте в течение всего занятия и сосредоточиться на конкретном предмете. Он сплошь и рядом не может ответить о чем шла речь на уроке. Учителя жалуются, что ребенок «витает в облаках».

Есть еще одно обстоятельство, затрудняющее для гиперактивных детей процесс обучения – это проблема зрительного восприятия. Такой ребенок может иметь абсолютно нормальное зрение, но мозг оказывается неспособным принимать и обрабатывать соответствующие сигналы. У такого ребенка может быть искаженное видение букв и цифр, поэтому, ему трудно в сравнении с другими детьми научиться читать и писать.

Чтение – это крайне сложный процесс, непосредственно связанный с нервной системой человека. Уметь читать – значит уметь правильно распознавать символы, а затем с помощью специального механизма передавать их в мозг, где они подвергаются анализу, интерпретации, запоминанию, а затем трансформируются в речь. Любой обрыв в этой цепи отрицательно скажется на конечном результате. Помимо этого, данный процесс должен протекать достаточно быстро, чтобы обеспечить непрерывный поток идей и образов, которые человек черпает из письменного текста. Многие гиперактивные дети попросту не владеют своим нервным аппаратом в той степени, которая необходима для правильного развития этих навыков, и поэтому обречены на постоянные неудачи и отставание в начальных классах школы.

Разрешит ли прием лекарств эти проблемы?

Как правило, нет. Давайте рассмотрим действие медикаментов при попытке устранения трех основных симптомов гиперактивности.

  1. Повышенная активность. Правильно подобранные препараты могут быть эффективными в «нормализации» моторной активности ребенка. Этот симптом чаще других поддается медикаментозному лечению (заметьте: не причина, а симптом!).
  2. Психологические трудности. В данном случае на лекарства полагаться нельзя. Они могут в некоторой степени облегчить для ребенка задачу формирования личности и приспособления к жизни в обществе, но сами по себе ее не решают.
  3. Проблема визуального восприятия. Эти отклонения в работе центральной нервной системы, выражающиеся в затрудненном восприятии письменного текста, практически не поддаются лечению медикаментами. Более целесообразно использовать в данном случае специальные упражнения.
    [button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button]

Можно ли наказывать гиперактивного ребенка? 

Достаточно распространено мнение, что гиперактивных детей нельзя наказывать, поскольку они больны. Позвольте не согласиться с этой точкой зрения. Любой ребенок должен знать определенные границы, и гиперактивные дети – не исключение из этого правила. Ребенок должен так же, как и остальные члены семьи, отвечать за свое поведение. Но, безусловно, вы должны согласовывать свои воспитательные меры с физическими и психологическими особенностями ребенка. К примеру, если многих детей можно наказать, заставив их какое-то время без движения сидеть на стуле, то для ребенка гиперактивного это просто невозможно, и потому даже не стоит пытаться применить к нему эту меру. Тем более, это относится к физическим наказаниями – попробуйте шлепком усмирить шаровую молнию…

Как же следует в таком случае поступать родителям, чтобы как-то контролировать поведение своих детей? Приведем ниже ряд полезных рекомедаций:

  • Главное – будьте последовательны и постоянны
  • Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Не пугайтесь своего гнева. Гнев – это нормальное явление, его можно контролировать. Если вы сердитесь – это вовсе не значит, что вы не любите своего ребенка.
  • Старайтесь сохранять спокойствие и держать себя в руках, заранее подготовившись в возможному скандалу. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Если искать хорошее, то оно всегда найдется.
  • Избегайте непрерывных одергиваний и запретов – «прекрати», «не смей», «нельзя» и т.п.
  • Отделяйте поведение ребенка, которое вам может не нравится, от его личности. Например: «Я люблю тебя. Я только не люблю, когда ты разносишь грязь по всему дому».
  • Ваш ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игра, занятий, повседневных обязанностей и сна. Проявляйте гибкость, но старайтесь выполнять это расписание, несмотря на попытки ребенка разрушить его. Постепенно вы приучите ребенка к упорядоченности в жизни.
  • Давая ему новые или трудные задания, сопровождайте их спокойными, короткими, ясными и четкими разъяснениями. Показывайте несколько раз, пока ребенок не запомнит. Старайтесь стимулировать и тренировать его слуховое, зрительное и чувственное восприятие, его память, которая у гиперактивных детей развита слабее, чем у остальных. Будьте терпеливы, повторяйте все по несколько раз.
  • Выделите ребенку отдельную комнату или хотя бы уголок. При оформлении комнаты избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие цвета, минимум беспорядка, письменный стол, стоящий у пустой, ничем не украшенной стены создают условия для концентрации. Уберите все лишнее, поскольку гиперактивный ребенок не умеет сам «отсеивать» ненужные, отвлекающие раздражители.
  • Создавайте условия для того, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание, делайте что-нибудь одно: давайте ему одну игрушку из закрытого ящика; когда ребенок раскрашивает, уберите со стола все лишнее; когда он готовит уроки, выключите радио и телевизор. Посторонние раздражители будут отвлекать его от основного занятия.
  • Дайте ему какое-нибудь постоянное поручение. Естественно, такое, чтобы оно было в пределах его возможностей. Обязательно следите за его выполнением. Не забывайте поощрять и признавать его старания (даже если не все получается у него идеально).
  • Распознавайте сигналы, предупреждающие о возможном взрыве. Постарайтесь спокойно вмешаться и предотвратить взрыв – отвлеките ребенка или спокойно обсудите с ним конфликтную ситуацию. Полезно переместить его с потенциального поля битвы в более безопасное место.
  • Зная о повышенной возбудимости своего ребенка, старайтесь, чтобы в игре принимало участие не больше 2-3 человек. Лучше, когда дети играют в вашем доме, поскольку вы можете осуществлять контроль за ситуацией.
  • Не жалейте, не дразните, не бойтесь вашего ребенка и не будьте к нему слишком снисходительны. Просто помните о том, что у него особое устройство нервной системы, которое вполне поддается управлению и контролю.

Как родители должны реагировать на неудачи детей?

Если таким детям трудно дается учеба, надо обеспечить для него специальные дополнительные занятия и ежедневно повторять с ним все пройденное накануне в классе.

Требовать от такого ребенка быть первым в классе – все равно, что заставлять человека, перенесшего полиомиелит, участвовать в соревнования по бегу наряду со здоровыми. К сожалению, с ребенком, испытывающим трудности в учебе, дело обстоит не так просто. Его недостаток неочевиден, и потому понять его отставание гораздо труднее. Зачастую его неудачи приписывают лени, дурному поведению или намеренному нежеланию учиться. И соответственно на него оказывают давление, заставляя делать невозможное. А ведь это – одна из главных угроз для душевного здоровья, когда ребенок оказывается лицом к лицу с требованиями, которые он НЕ МОЖЕТ выполнить.

Родители должны дать возможность в полной мере проявиться тому интеллектуальному потенциалу, который заложен в их ребенке. И гиперактивность в этом случае не может этому помешать. Поэтому, нельзя позволять ребенку вести себя безответственно просто потому, что ему не хочется заниматься и работать. Родители должны уметь отличить одно от другого, потому что прилежание и умение работать принесут свои плоды в дальнейшем и очень помогут в жизни.

Кроме этого, некоторые вещи в жизни намного важнее, чем успехи в учебе, и одна из них – самооценка человека, его отношение к себе. Ребенок может вырасти и прожить нормальную жизнь, не умея отличить глагол от существительного. Но если он лишен минимальной уверенности в себе и самоуважения – он пропащий человек.

Что сулит будущее?

В возрасте между 12 и 16 годами, в период полового созревания, в организме происходят определенные изменения, в результате которых гиперактивный ребенок превращается в нормального подростка. Именно поэтому мы достаточно редко встречаем взрослых, прыгающих со спинки стула или, например, катающихся по полу. Впрочем, для изнемогших родителей, проводящих целые дни в погоне за неуправляемым, ни на секунду не утихающим малышом, вряд ли будет большим утешением услышать, что эта критическая ситуация продлится всего 9-10 лет.

Материал подготовлен по книге доктора Джеймса Добсона «Непослушный ребенок» (Д-р Добсон, дипломированный психиатр, консультирующий специалист в области брака, семьи и воспитания детей)

[button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button]

Еще немного из медицинских журналов: 

По статистике СНВГ страдает от 2,2 до 18% малышей, причем, данная   патология в 4-5 раз чаще встречается у  мальчиков, чем у девочек.

По международной классификации выделяют три формы СНВГ:

     1-ая форма —  гиперактивность сочетается с нарушениями внимания.  Это самая частая форма заболевания.

     2-ая форма — наряду с выраженной гиперактивностью преобладают нарушения внимания.

     3-я форма — заключается в преобладании гиперактивности. Это самая редкая форма заболевания.

Различаются простая и осложненная формы СНВГ:

     Простая — проявляется невнимательностью и гиперактивностью

     Осложненная – проявляется (помимо гиперактивности и невнимательности) присоединением головных болей, тиков, заикания и нарушения сна.

Клинические симптомы: 

Малыш, страдающий СНВГ,  суетлив, беспричинно двигает кистями рук, стоп, очень подвижен, невнимателен, неусидчив, говорлив, у него проблемы с обучением и памятью.

Исследования показали, что у детей с СНВГ в организме не хватает цинка, магния, витамина В12,основных жирных кислот. В связи с чем  их беспокоят жажда, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание.

Признаки СНВГ заметны у детей с раннего возраста в виде повышенного мышечного тонуса, частой немотивированной рвоты – признака расстройства нервной системы, плохого сна, громкого плача. В возрасте 2-3 лет особенно заметна неспособность ребенка сосредоточиться на каком-то предмете, даже интересном для него.

Родители обращают внимание на возникшие проблемы, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. В детском саду ребенок не может существовать по правилам и распорядку, так как  у него отсутствует самоконтроль. В  школьном возрасте  дети, страдающие СНВГ, неуравновешенны, вспыльчивы, часто конфликтуют со взрослыми и сверстниками, у них заниженная самооценка, которая приводит к низкой успеваемости, хотя интеллект у  этих детей  высокий. Такие дети неуютно чувствуют себя в коллективе, практически ничего не слышат на уроке, у них проблемы с письмом, счетом, чтением, они плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе от сверстников, хотя интеллект по-прежнему остается высоким. Часто такие дети замыкаются и живут своей внутренней жизнью.

Взрослым важно знать, что у детей с СНВГ снижена болевая реакция, им не знакомо чувство страха, в связи с чем, у этой категории детей высок риск травматизма. Кроме того, у детей с СНВГ периодически наблюдаются тики, подергивания, головные боли, повышенная утомляемость, сонливость.

В период полового созревания у детей с СНВГ может возникнуть  асоциальное поведение и  подросток  может бросить школу.

У этих детей высока вероятность заболеть астмой или экземой, страдать алкоголизмом, наркоманией.

Дети с СНВГ особенно нуждаются во внимании со стороны взрослых и специалистов.

И небольшой эпиграф в продолжение этой темы: 

Мэтью Смит из университета Экстера в Великобритании считает, что гиперактивным детям не нужны лекарства. На основании проведенного им исследования он утверждает, что гиперактивность просто неверно трактуется медиками.

Это явление было признано заболеванием в пятидесятых годах прошлого века. И с тех пор все больше детей получают препараты, которые необратимо влияют на их здоровье. В действительности, говорит Смит, речь идет о естественной реакции подрастающего поколения на новые социальные условия. Дети адаптируются к жизни в современном мире с его бешеными темпами и нагрузками. А мы подходим к маленькому человеку с мерками полувековой давности и записываем нормальное для него поведение в разряд патологии.

Многие медики и психологи уже не раз заявляли, что новое поколение отличается возросшими желаниями. И с ними ребенок не в силах справиться в одиночку. Однако, мы пичкаем детей таблетками, вместо того чтобы создать благоприятную для них среду. С помощью, которой они смогут направить свои порывы на пользу себе и обществу. Смит призывает пересмотреть подход к гиперактивности и поставить диагноз не детям, а обществу, которое не в силах им помочь.

Мульт  об этом — предлагаю посмотреть тем,  кто озадачен гиперактивностью своих детей. В лучшем качестве, к сожалению, запись не нашла, но мульт  поучительный и забавный.

[button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button]

Еще по этой теме: 

«Кто кого воспитывает?»

«Два взгляда на воспитание детей»

Карту сайта и ссылки на самые интересные статьи вы можете найти на главной странице сайта
http://rybkovskaya.ru

Если вам понравилась эта статья, жмите на кнопки социальных сетей, делитесь информацией с друзьями! Спасибо! 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.